Загадка Происхождения Акупунктуры
«Остаётся нерешённой удивительная загадка - как эти локусы были идентифицированы китайскими врачами два тысячелетия назад.»
Лу Гвей-Дьен и Джорж Нидхем.
История и сущность акупунктуры и прижигания.
Акупунктура отодвигается в западной медицине на второй план, так как считается ненаучным методом лечения, основанным на древней философии. Действительно, что можно было придумать в Каменном или Бронзовом веке, в примитивной цивилизации? Могут ли такие методы лечения хотя бы отдаленно приближаться к медицине, возникшей на базе современной физики, химии, генетики, молекулярной биологии? Но почему все-таки акупунктура не уходит со сцены, а, наоборот, завоевывает все большую популярность? Можно попытаться объяснить это явление тем, что китайская медицина развивалась в течение многих веков, и в результате был накоплен опыт понимания человеческого организма, создана теория медицины, методы диагностики, профилактики и лечения болезней. Но ведь и западная медицина имеет корни, уходящие в глубокую древность. Однако, если китайская медицина до настоящего времени пользуется старой теорией и терминологией, то в современной медицине не осталось почти ничего от 70-ти томов «Корпуса Гиппократа», написанного в 4-м веке до новой эры, то есть тогда же, когда, по мнению специалистов, была написана «Книга Желтого императора», являющаяся и сейчас классическим руководством для врача, практикующего акупунктуру. Мы можем проследить развитие западной медицины от примитивного состояния ко все большему совершенству по мере накопления знаний. Возможно ли проследить развитие акупунктуры?
Ранняя история и трактаты акупунктуры.
В дошедших до нас источниках первое упоминание акупунктуры относится к среднему периоду Чоу, то есть примерно к 600-му году до новой эры. Первое упоминание о железе в Китае относится примерно к 500 году до новой эры. Однако иглы могли быть сделаны из меди, золота или серебра, доступных в небольших количествах даже в период Шан, то есть в 1520-1030 годах до н.э. В ходе археологических раскопок были обнаружены бронзовые, костяные и каменные иглы, относящиеся к позднему периоду Чоу, 480-221 г.г. до н.э. В основе акупунктуры, как известно, лежит учение о каналах, по которым циркулирует некая субстанция, или энергия Ци. В тех частях каналов, которые проходят по поверхности тела, описываются акупунктурные точки, то есть места воздействия на Ци для оказания лечебного эффекта.В китайской медицине существует множество школ и методов, но учение о системе энергетических каналов и физиологически активных точек охватывает всю китайскую медицину: траволечение, диетологию, массаж, дыхательные упражнения и медитацию (ци гун), и особенно - акупунктуру.Самая древняя дошедшая до наших дней книга, в которой описывается система энергетических каналов и акупунктурных точек, - это медицинский трактат Желтого императора - Хуан Ди Нэй-Цзин. Он написан в виде беседы между Хуан Ди - Желтым императором и его министрами - и состоит из двух томов. В одном из них, который называется «Су Вэнь» - «Простые вопросы», обсуждается ряд философских и медицинских проблем, в том числе использование акупунктуры при лечении болезней. В другом томе - «Лин Шу» - «Духовная ось», часто именуемом «Каноном акупунктуры», с большой подробностью анатомически точно описаны основные каналы и акупунктурные точки, а также обсуждается техника акупунктуры и лечения ряда болезней. Хуан Ди - третий император Китая, родился, по преданию, в 2674 году до новой эры. С ним связано множество легенд. Он был зачат таинственным образом и мать родила его на берегу реки Хуан Ди считается изобретателем колеса, кораблей, гончарного искусства, письменности, оружия, основателем китайской нации. Большинство исследователей считает, что авторство Нэй-Цзин лишь приписывается Желтому императору, но в действительности она написана гораздо позже. Так, например Лу Гвэй Дьен и Нидхем предполагают, что часть «Су вэнь» книги Желтого императора написана во втором столетии до новой эры, а «Линь Шу» - в первом столетии. Переводчик «Лин-Шу» на английский язык Ву Цзин Нуан пишет: «Язык и текст трактата не оставляет сомнений в том, что различные его части были написаны, переписаны и изданы в разное время. Однако, нет никакой возможности определить, насколько велики промежутки во времени, возможно сотни или тысячи лет». Этот же автор не исключает вероятность того, что материал, изложенный в книге, восходит к устной традиции времен Желтого императора.На втором по значимости месте из главных канонов по китайской медицине стоит трактат «Наньцзин» - «Трудные Вопросы». Время написания этой книги остаётся неизвестным. Ясно, что она написана позже «Трактата Желтого императора», так как большая ее часть посвящена обсуждению трудных вопросов, затронутых в «Нэй Цзин». Китайская традиция приписывает авторство этой книги некоему врачу Пьен Цюэ, жившему в княжестве Куо в период воюющих государств (480-221 г.г. до н.э.). Легенды приписывают ему случаи чудесных исцелений при помощи иглоукалывания, а также искусное владение диагностикой по пульсу. «Нанцзин» несомненно является крайне важной книгой в китайской традиции. В ней подробно разбирается пульсовая диагностика, обсуждаются трудные вопросы диагностики и лечения, однако в «Нанцзин» не добавлено по сравнению с «Нэй цзин» никаких каналов или акупунктурных точек. В третьем веке новой эры Хуан Пу Ми (215-286 г.г.), изучая и компиллируя древние книги, дошедшие до того времени, написал « Трактат по акупунктуре». Эта книга (12 томов, 128 частей) является основным источником знаний в этой области в дальнейший период. Таким образом, акупунктура в своем полном виде была известна не позднее конца первого тысячелетия до новой эры, а вероятнее всего - гораздо раньше. Так, в «Нэй Цзин» обсуждаются уже сложные вопросы акупунктуры. В начале книги «Лин Шу» («Духовная ось») Хуан Ди просит своего министра Чи Бо воссоздать древнюю доктрину в ее оригинальном виде: «Разъясни это учение для будущих поколений, освети правильные методы, чтобы эта терапия не была разрушена или рассеяна». Создается впечатление, что учение об энергетических каналах было известно задолго до написания этой книги.
Гипотезы об открытии акупунктурных точек и каналов.
Что представляет собой теория, лежащая в основе акупунктуры? Она описывает сложную сеть каналов, по которым циркулирует Ци. Большая часть каналов не идет прямо, а образует зигзаги, петли, перекрещивается с другими каналами, каждый из 12-ти основных каналов имеет многочисленные ветви. Таким образом, представлена чрезвычайно сложная система, причем все эти каналы и точки невидимы! Ход каналов и расположение акупунктурных точек, так же, как их физиология и патология описаны с большой точностью и подробностью уже в каноне Желтого императора. Каким же образом была обнаружена эта система, в основе которой не лежат никакие видимые структуры? Наиболее распространенная гипотеза о возникновении акупунктуры, основанная на легендах, - это гипотеза «случайного укола». Она заключается в том, что в результате случайного укола или ранения стрелой в ряде случаев достигался лечебный эффект. Накопление таких случаев привело к открытию акупунктурных точек, а затем изучение связи между точками привело к открытию каналов. Насколько такое предположение можно считать реальным? Если считать, что площадь акупунктурной точки равна 5 квадратным миллиметрам, а как известно, площадь поверхности тела взрослого человека составляет в среднем 1,6 квадратных метра, то отношение площади точки к площади поверхности тела составляет 1 : 320.000. В настоящее время известно 361 наименование акупунктурных точек, расположенных на каналах, 52 из них находятся по средней линии тела, а остальные 309 симметричны. То есть вероятность оказания лечебного эффекта при случайном уколе составляет 1 :320000 в том случае, если нужная точка расположена посредине тела, или 1 : 160.000 при симметричном расположении точек. Для обнаружения всех 361 акупунктурных точек методом случайного укола потребовалось бы сделать около 40.000.000 проб. Допустим, что для исцеления какого-либо заболевания необходимо сочетание трех точек, и определяются они случайным образом. Для их определения потребовалось бы проверить примерно 7Ч10 14 комбинаций. Нетрудно прийти к выводу, что требовалась бы кропотливая научная работа по учету всех раненых и уколотых, излеченных от тех или иных заболеваний в течение многих тысячелетий, чтобы найти все точки акупунктуры и определить показания к их применению. Таким образом, при элементарных математических расчетах теория случайного нахождения акупунктурных точек оказывается маловероятной. Но допустим, что это произошло и были найдены акупунктурные точки. Каким образом были обнаружены каналы? В западной медицине подвергается сомнению реальное существование каналов. Термин «меридианы», то есть условные линии, общепринят в западной литературе. В коммунистическом Китае в 60-х годах было издано «Руководство по современной Чжэн Цзю терапии». Автор учебного пособия - профессор Пекинского института Чжэн Цзю терапии Чжу Лянь, полностью отбрасывает теорию каналов и соединяет точки, в том числе из различных каналов, прямыми линиями. Но теория энергетических каналов является основополагающей в китайской медицине. В «Трактате Желтого императора» и других древних источниках часто обсуждается применение воздействия на те или иные каналы без упоминания точек. В Лин Шу написано: «Из всех принципов акупунктуры начальным является существование основных каналов». Пока не найдено никаких археологических или иных источников, в которых упоминались бы акупунктурные точки, но не были бы упомянуты каналы. Как раз наоборот: при археологических раскопках были обнаружены тексты с указанием каналов, но без упоминания акупунктурных точек. Поэтому в последнее время больше склоняются к предположению о том, что вначале были обнаружены каналы, а уж затем - акупунктурные точки. В этом случае еще труднее представить себе, как можно было в глубокой древности обнаружить и подробно описать невидимую сеть каналов, не имея для этого никаких инструментов и способов исследования. Высказывается предположение о том, что открытие каналов могло произойти в результате внутреннего видения, возникающего при медитации или упражнениях связанных с сексуальной культивацией. Однако это предположение маловероятно, учитывая чрезвычайную сложность системы каналов. Существуют ли какие-либо научные доказательства реальности системы каналов и акупунктурных точек, описанной как единое целое, кроме эффективности метода акупунктуры? В 50-х годах прошлого века было обнаружено, что акупунктурные точки обладают пониженным электрическим сопротивлением. С тех пор этот факт был подтвержден множеством научных работ, проведенных с применением самых совершенных методов исследования. Величина сопротивления акупунктурных точек варьирует от 5-ти до 50-ти килом, тогда как в других участках эта величина равна 0,5 - 3 мегаом. В связи с этим интересно привести цитату из книги «Лин Шу», написанной не позднее, чем 2000 лет назад: «То, что мы называем акупунктурными точками, относится к местам в которых ни кожа, ни мышцы, ни кости не препятствуют Ци и его движению внутрь и наружу». Иными словами, точки - это места с пониженным сопротивлением движению энергии! В ряде экспериментов получены первые положительные результаты, подтверждающие реальное существование каналов. Правда, эти результаты еще не являются достаточно убедительными. Таким образом, реальное существование точек, описанных несколько тысяч лет назад, было подтверждено современной наукой. Научное подтверждение существования акупунктурных точек, которые в теории всегда рассматривались в неразрывной связи с каналами, снимает пелену мистики и свидетельствует в пользу реального существования всей системы.
Была ли эволюция акупунктурной теории?
В развитии любой области знаний предполагается естественная эволюция. Поэтому исследователи истории акупунктуры пытаются проследить ее развитие, то есть обнаружить примитивное состояние акупунктурной теории, которая постепенно усложнялась и усовершенствовалась. Например, Лу Гвэй Дьен и Дж.Нидхем приводят таблицу постепенного увеличения числа акупунктурных точек в различные исторические периоды. Так, в «Нэй Цзин» хотя и называется число 365 точек, но в самом тексте описано всего 160 их наименований, то есть 44% от общего числа точек, известных в настоящее время. Правда, если учесть акупунктурные точки, лишь упоминаемые в тексте, но подробно не описанные в нём, то эта цифра увеличивается до 80%.«Нэй Цзин» не является систематическим учебником акупунктуры и не претендует на полное описание точек. Гораздо большее внимание в этой книге уделяется подробному описанию каналов. Кроме того, известно, что значительное число акупунктурных точек редко применяется в практике. Например, в популярном современном учебном пособии, изданном Шанхайским колледжем традиционной медицины (Acupuncture. A Comprehensive Text), в основном тексте описано только 174 точки, а остальные 187 даны в приложении. В «Трактате по акупунктурен», написанном в 282 году новой эры, который является по своей сути учебным пособием, описано уже 349 точек. Составитель этой книги Хуан Фу Ми (Huangfu Mi) указывает, что, кроме «Нэй Цзин», он пользовался книгой под названием: «Лечение тела человека иглоукалыванием и прижиганием». Эта книга, как, по-видимому, и многие другие, не дошла до нашего времени. В современных учебных пособиях описывается 361 точка, то есть число, приближающееся к указанному в «Нэй Цзин», - 365. Таким образом, пока не существует убедительных доказательств существования процесса постепенного обнаружения новых акупунктурных точек в историческом развитии. Еще одна попытка продемонстрировать эволюцию акупунктурной теории основана на рукописях, найденных в ходе археологических раскопок. В начале 70-х годов был обнаружен могильный холм, названный Мавангдуи. Эта местность ранее находилось в королевстве Чу периода Воюющих государств, 480-221 до н.э. Найдено три захоронения, одно - маркиза Дай, два других - его жены и сына. В могиле сына, умершего в 168 году до н.э. в возрасте примерно 30 лет найдены многочисленные рукописи на бамбуке и шелке. Среди различных текстов, касающихся политики, военного дела, философии и других областей знаний, обнаружены медицинские записи. Они посвящены шаманским заклинаниям, травяным рецептам и простым хирургическим операциям. Там же найдены тексты с описанием каналов, но без указания акупунктурных точек. В этих текстах не упоминается и о связи каналов с внутренними органами, как это описано в «Нэй Цзин», и упомянуты только 11 из 12-ти основных каналов. Найденные рукописи рассматривались, как свидетельства существования раннего этапа развития акупунктуры, когда уже были известны каналы, но ещё не было представления об акупунктурных точках.Рукописи, найденные при раскопках Мавангдуи, относятся ко второму веку до новой эры. К тому же периоду относится деятельность врача Шунь ( 216-150 г.г. до новой эры). Автор биографии этого врача - Сума Чьень, историк, живший в первом веке до новой эры, приводит найденные им в архивах 25 историй болезни из практики Шунь, а также его ответы имперскому суду на процессе по обвинению в допущении врачебных ошибок. Из этих материалов однозначно вытекает, что врач, лечивший, среди прочих, и членов имперской семьи, использовал в своей практике множество акупунктурных точек и каналов, включая Восемь Чудесных Сосудов. Вот например часть его ответа суду, касающаяся одного из учеников Шунь: «Я обучил его ходу основных каналов, циркуляции сосудов и соответствующим им пульсам..... и конечно я объяснил позицию акупунктурных точек». Поэтому трудно согласиться с предположениями о том, что рукописи, найденные при раскопках Мавангдуи, и относящиеся к тому же периоду, указывают на раннюю стадию развития акупунктурной теории, когда были известны 11 из 12-ти каналов, и не были известны акупунктурные точки. Скорее всего, это разрозненные записи, не отражающие состояние акупунктуры на тот период. Действительно важно то, что материалы, найденные в ходе археологических раскопок, абсолютно достоверно подтверждают существование представления об акупунктурных каналах во втором веке до новой эры! Недавно была опубликована научная работа, в которой с большой вероятностью показано, что знаки татуировки, обнаруженные на теле Тирольского оледеневшего человека (возраст мумии 5200 лет) совпадают по расположению с классическими акупунктурными точками. Если это так, то возникновение акупунктуры уходит в древность почти недоступную исследованию и выходит из границ Китая.
Заключение.
Таким образом, в отличие от западной медицины, ученым не удается проследить ни происхождение, ни развитие акупунктурной теории. Появившись в своем полном виде не позднее второго века до новой эры, а скорее всего уходя в гораздо более глубокую древность, теория энергетических каналов и акупунктурных точек не претерпела с тех пор существенных изменений. С другой стороны, акупунктура получает все большее распространение как эффективный метод лечения, а теория энергетических каналов получает научное подтверждение. Трудно предположить, что данная теория, хотя и возникла в глубокой древности, является продуктом примитивной цивилизации. Даже в наше время, несмотря на все достижения современной науки, не удается обнаружить и понять систему энергетических каналов, хотя имеются все основания предполагать, что она действительно существует. Возникновение учения об энергетических каналах и точках воздействия, на которых основана акупунктура, не укладывается в традиционную схему развития: от примитивного знания - к более совершенному. Существование этого учения трудно объяснить, не предположив, что оно является плодом высокоразвитой цивилизации. Акупунктура не единственное свидетельство возможности существования в глубокой древности знаний, опережающих современные. Например, как показывает физик Ф. Капра (F. Capra), представления о мире, высказанные в древних учениях Индии и Китая, более верно отражали действительность, чем представления, существовавшие в науке до начала ХХ века, то есть до появления теории относительности и квантовой физики. Возможно, серьезное исследование учения об энергетических каналах могло бы открыть новые горизонты в понимании природы человека и в развитии медицины.
Литература:
1. Proceedings, National Institutes of Health Acupuncture Research Conference. DHEW Pub (NIH), 74-165/ Bethesda, MD: National Institutes of Health.1997
2. Lu Gwei-Djen, J. Needham. Celestial Lancets. A History and Rationale of Acupuncture and Moxa. 1980. Cambridge University Press.
3. The Yellow Emperor's Classic of Internal Medicine. Translated, with an introductory study by Ilza Veith. 1972. University of California Press.